ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ КОНКРЕТНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ.

Большую часть умственно отсталых со­ставляют дети-олигофрены, которые представляют собой клини­чески разнородную группу. Ниже дается психолого-педагогическая характеристика основных клинических вариантов детей-олигофренов.

Основная группа детей-олигофренов

. При этой форме олигофрении поражением охвачена преимущественно кора головного мозга. Грубых изменений нейродинамики не наблюдается. Дея­тельность отдельных анализаторов не нарушена.

Существенной особенностью детей данной группы является то, что недоразвитие познавательной деятельности сочетается с относительной сохранностью поведения. Как правило, это при­лежные, старательные, организованные ученики. Эти дети подчиняются требованиям учителя При правильном руководстве способны к весьма устойчивой целесообразной деятельности. Однако известное недоразвитие познавательной деятельности порождает некоторые особенности поведения. Эти дети зачастую не могут найти выхода в непонятной для них ситуации. Все ука­зания педагога понимают буквально, и в случаях, когда ситуация усложняется и приходится в связи с изменившимися условия­ми менять решение, у них возникают своеобразные трудности Поскольку эти дети ведут себя адекватно лишь в понятной для них ситуации, их следует учить менять свои поступки в зависи­мости от изменившейся ситуации.

У детей с данной формой олигофрении наблюдается сохран­ность эмоционально-волевой сферы. У них есть эмоциональные привязанности. Эти дети способны к устойчивому положительно­му отношению к окружающим. У данной группы умственно отсталых сравнительно легко воспитать элементы самокритично­сти. Так, например, дети оказываются в состоянии правильно оценивать качество выполняемой ими деятельности. Рассматриваемая группа учащихся вспомогательной школы достаточно прочно усваивает навыки и привычки общественного поведения на основе правильного понимания норм нравственности.

Возбудимые олигофрены

. У этих детей имеет место сочетание диффузного и поверхностного поражения коры головного мозга с остаточной гидроцефалией. Характерная и важнейшая черта этих детей — общее умственное недоразвитие в соединении с за­метными дефектами поведения. У детей с преобладанием воз­буждения в дошкольном возрасте наблюдается общая расторможенность, неумение сосредоточиться, играть с детьми, отвлекаемость, повышенная возбудимость. В школьном возрасте наряду с недоразвитием познавательной деятельности они начинают отчетливо проявлять нарушение поведения и резкое снижение работоспособности. В спокойной обстановке (преиму­щественно во время индивидуальных занятий) такие дети более организованы.

Недостаточность целенаправленной деятельности проявляет­ся при выполнении любых заданий. Эта недостаточность может в определенных пределах преодолеваться на основе использова­ния специальных приемов организации их поведения (повторение инструкции, сужение объема задания, устранение посторон­них для выполняемого вида деятельности раздражителей, тор­можение импульсивных реакций). Выработке тормозных реак­ций способствуют занятия лечебной гимнастикой, ритмикой.

Дети рассматриваемой группы относительно легко усваивают требования общественного поведения, но не умеют последова­тельно ими руководствоваться. Их нравственные суждения носят поверхностный, нестойкий характер. Они с трудом подчиняются требованиям режима. Преодолению указанных отрицательных моментов способствует система медицинских и педагогических мероприятий, направленных на укрепление тормозного процесса. Среди педагогических мероприятий можно назвать организацию общения с уравновешенными и заторможенными детьми. Хоро­ший эффект дает проведение игр, способствующих формирова­нию выдержки. Большую роль играет умелое использование пе­дагогом и воспитателем словесных воздействий (инструкций, разъяснений и т. п.), имеющих целью формирование правильно­го отношения учащихся к нормам и правилам поведения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.