Ян Амос Коменский

Мировоззрение Коменского. Великий славянский педагог Ян Амос Коменский родился в 1592 г. в Чехии в семье, принадлежавшей к умеренной демо­кратической общине «чешских братьев», в состав которой вхо­дили крестьяне и ремесленники. Эта община была патриотиче­ским объединением чехов, боровшихся за независимость чеш­ского народа. Она унаследовала ряд демократических идей гуситского национально-религиозного движения в Чехии, направ­ленного против немецкого дворянства и католической церкви.

Община эта уделяла много внимания воспитанию детей. Ею, между прочим, была предпринята попытка осуществить всеоб­щее начальное обучение на родном языке.

На двенадцатом году жизни Коменский остался круглым си­ротой. По некоторым сведениям, он обучался мастерству, нанимался в пастухи, наконец, ему уда­лось с помощью общины закончить начальную и среднюю школы, посту­пить в Гейдельбергский универси­тет, где с увлечением занимался ма­тематикой, изучал Коперника, побы­вал в Амстердаме, являвшемся в то время крупным центром Европы. Будучи еще студентом, Коменский пишет книги для народа на чешском языке (словарь, научно-популярные брошюры и т. д.). Он говорил: «Не надо прятать науку в книгах для ученых, надо, чтобы знание было до­ступно всем». Этим демократиче­ским идеалам Коменский остался верен до конца своей жизни. По воз­вращении на родину в 1614 г. Ко­менский становится руководителем той школы, в которой в свое время сам получил среднее образование. Вскоре община «чеш­ских братьев» избрала его своим священником. Выполняя обя­занности руководителя школы и священника общины, Коменский больше всего. уделял внимания школе: ,отстаивал гуманные на­чала в отношениях учителей к учащимся, вводил в практику преподавания приемы, обеспечивающие возможно большую до­ступность знаний, обращал особое внимание на ознакомление учащихся с природой, на воспитание у них любви к природе, ин­тереса к познанию ее, пропагандировал знания среди членов об­щины. В это же время Коменский начинает работать над созда­нием ряда педагогических трудов.

С начала Тридцатилетней войны (1618—1648) община «чеш­ских братьев», активно боровшаяся вместе со всем чешским на­родом за национальную независимость, подверглась преследо­ванию со стороны реакционных кругов. После долгих скитаний она вынуждена была покинуть родину и переселиться в Поль­шу. Во время скитаний умерли жена и дети Коменского, погиб­ли его рукописи.

Обосновавшись в польском городе Лешно, не расставаясь со своей общиной, Коменский принял на себя обязанности руково­дителя гимназии. И здесь с еще большей настойчивостью про­должал внедрять в школьную практику новое, прогрессивное. Им были устранены почти полностью телесные наказания и другие грубые меры воздействия на учащихся, зубрежка и по­ощрялись самодеятельность, широкое применение наглядности н другие пути и средства обучения, обеспечивающие осмыслен­ное овладение детьми учебным материалом.

Свою практическую педагогическую деятельность ,он соче­тал с изучением педагогического опыта и педагогической теории прошлого и настоящего, с усиленной работой над создани­ем педагогических трудов. В 1631 г. Коменский издает учебник «Открытая дверь языков», доставивший автору огромную из­вестность. В 1632 г. он заканчивает свой главный труд «Вели­кая дидактика», на чешском языке, переведенный в 1638 г. на латинский язык, являвшийся тогда языком науки. Коменский приобретает мировую известность. Он получает приглашения из целого ряда стран (Англии, Германии, Америки, Шве­ции и др.) приехать для реорганизации школьного дела.

В период с 1641 по 1654 г. Коменский находился в Англии, Швеции и Венгрии, где занимался созданием энциклопедии всех наук, подготовкой школьных реформ, разработкой учебни­ков и методики преподавания. За это время им была подготов­лена и издана в 1648 г. книга «Новейший метод языков» и в ос­новном подготовлен знаменитый учебник, построенный по прин­ципу наглядности, — «Видимый мир в картинках», изданный позднее в 1658 г.'.

В 1654 г. Коменский вернулся в г. Лешно. Но во время шведско-польской войны г. Лешно был разорен (1656). Комен­ский, вторично потеряв большую часть рукописей, библиотеку, свое имущество, вынужден был бежать в Голландию. Послед­ние 14 лет своей жизни он провел в Амстердаме, где издавал свои сочинения.

На формирование мировоззрения Коменского оказали влия­ние разнообразные, подчас крайне противоречивые факторы: и традиции феодального общества, и то новое, что нес с собой ка­питализм, складывающийся в недрах феодального строя, и де­мократические, хотя и не до .конца последовательные, тенден­ции общины «чешских братьев», и материалистические веяния в науке. Говоря о материалистическом направлении той эпохи, мы имеем в виду учение о бесконечности мира (Бруно), филосо­фию Бекона (1561—1626), родоначальника английского материализма, который брал в основу научного знания наблюдение, опыт, индукцию и учил, что познание начинается с чувственного вос­приятия и что ничего нет в нашем уме, чего раньше не было в ощущениях. Большое влияние на мировоззрение Коменского ока­зала эпоха Возрождения с ее преклонением перед природой, с ее идеалом человека, сильного телом и духом, всестороннего раз­вития его творческих сил, способностей и интересов. Этим и объ­ясняется наличие противоречий и двойственности в его мировоз­зрении. В нем, например, можно обнаружить элементы материа­лизма и вместе с тем крайнюю религиозность, глубокий гума­низм и оправдание суровых мер наказания за невыполнение ре­лигиозных требований.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2018 www.teachguide.ru. All rights reserved.