Ян Амос Коменский

Особенности мировоззрения Коменского наложили отпечаток и на его педагогические труды. В них наряду с очень про­грессивными идеями и положениями уживаются отдельные от­сталые взгляды и суждения (например, подготовка к загробной жизни как одна из задач воспитания). Однако не отсталое, а передовое, прогрессивное определяет характер педагогической теории Коменского. Она по своему существу является всеобъ­емлющей и высоко прогрессивной, оказавшей огромное влияние на дальнейшее развитие педагогической теории и педагогической практики во многих странах мира.

Гуманизм и демократизм — важнейшие основы педагогики Коменского. Вся деятельность и труды Коменского проникнуты глубокой верой в человека и заботой о благополучии и успеш­ном умственном развитии его. Человек, по его мнению, есть «со­вершеннейшее, прекраснейшее создание», он от природы одарен способностями «дойти до всего», подняться на самую высокую ступень образования. Право на образование им рассматри­валось как естественное право каждого человека. Разумными существами, по его мнению, люди могут стать лишь в резуль­тате правильно поставленного образования и воспитания.

Коменский считал, что все дети независимо от пола и проис­хождения имеют право на образование. По своим способностям, дарованиям-дети, конечно, неодинаковы. Однако различия в способностях, по глубокому убеждению Коменского, не могут служить основанием для того, чтобы заниматься образованием одних и уклоняться от занятий с другими. Это лишь обязывает воспитателей не однообразно, не по шаблону, а по-разному, в зависимости от особенностей детей, подходить к определению конкретных методов обучения и воспитания.

Руководствуясь этими соображениями, Коменский сделал въшод, что образование должно быть достоянием всех детей. Он писал: «В школы следует отдавать не только детей богатых или знатных, но и всех вообще: знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, се­лах и деревнях». Так Коменский сформулировал принцип все­общего обучения. Он выступает против традиционного мнения о ненужности обучения девочек: ведь женщины «также наделе­ны умом живым и восприимчивым к мудрости». Демократ Ко­менский требует, чтобы дети всех классов общества проходили сначала одну общую для всех школу родного языка. Это облег­чило бы для детей народа возможность перехода в среднюю ла­тинскую школу. Коменский настаивал, чтобы каждый желаю­щий и способный продолжать образование мог беспрепятствен­но поступать в среднюю и высшую школы. Система школьного образования. Коменский выдвинул идею единой школы и предложил глубоко продуманную систему об­разования в составе четырех взаимно связанных между собой ступеней: 1) материнская школа для детей в возрасте до 6 лет, 2) школа родного языка для детей от 6 до 12, 3) школа латинского языка, или гимназия, для детей от 12 до 18 и 4) академия с путешествиями для молодежи 18—24 лет.

Материнская школа — это ступень домашнего (дошкольно­го) воспитания и обучения ребенка, где главным воспитателем является мать. Но это ступень организованного и целенаправ­ленного воспитания и обучения. Занятия в материнской школе, по идее Коменского, должны были проводиться по строго опре­деленной программе с применением наиболее простых, вполне доступных детям данного возраста методических приемов. В программу материнской школы входили самые первоначальные сведения по всем основным областям знания. Здесь ребенок должен был узнать, что такое вода, земля, воздух, дождь, снег, лед, камень, железо, дерево, трава и т. д., усвоить элементар­нейшие сведения из природоведения. Он должен был научиться различать краски, понимать, что называется небом, солнцем, луной, звездами (начатки астрономии), усвоить начатки геогра­фии (познакомиться с селом, городом, рекой, горой, долиной и т. д.).

Коменский считал также, что материнская школа обязана уделять внимание нравственному воспитанию детей (любовь к человеку, уважение к старшим, прилежание, услужливость, вежливость и др.).

Школа родного языка, продолжая обучение, начатое в ма­теринской школе, расширяя и углубляя полученные там знания, должна была научить детей тому, что «пригодно будет чело­веку во всей его жизни», а именно: свободно читать все напеча­танное и написанное на родном языке, писать четко, скоро и правильно, считать, измерять «на все лады» длину, ширину, расстояние (т. е. знать квадратное и кубическое измерения), петь все употребительные мелодии (духовные песни), знать на память псалмы, молитвы и отрывки из «священного писания», знать катехизис и священную историю. Но Коменский этим не ограничивался. Он считал, что учащиеся должны знать, по­нимать и стремиться осуществлять в жизни принципы морали, иметь общее представление о гражданской истории, знать эле­менты космографии и географии, настолько смыслить в хозяй­стве и политике, чтобы понимать то, что ежедневно совершается на глазах дома и в городе. Наконец, учащиеся обязаны ознако­миться с общими приемами ремесла, чтобы не быть несведу­щими ни в чем и, может быть, открыть в себе некоторые способ­ности к тому или иному ремеслу.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.