Ян Амос Коменский

Самым тщательным образом нужно обере­гать детей от сообщества испорченных лю­дей и от всякого другого повода к нравст­венной испорченности. Выдвигая это требование, Ко-менский исходил из убеждения, что зло распространяется до­вольно легко и держится упорно. Он требовал предохранить мо­лодежь от влияния дурных товарищей, от общения с дурным обществом взрослых, от «развращенных речей, пустых и бессо­держательных книг (ибо примеры пороков, воспринятые гла­зами или ушами, есть яд для души) и, наконец, от безделья, что­бы дети от безделья не научились делать дурное или же оту­пели умственно»3.

Коменский допускал, однако, что и при самом тщательном ограждении детей от дурного зло в той или иной степени про­никнет в их среду и окажет на них свое отрицательное влияние. Вот почему «совершенно необходимо силою противодействовать злу». А для этого нужно пользоваться специальными мерами дисциплинарного воздействия на учащихся — порицаниями и наказаниями и в такой мере, как этого требует интерес воспи­тательного дела. Надо, говорил он, «подавить зреющий порок при первом же его появлении» и стараться, «если это возмож­но, вырвать его с корнем»4.

Школьная дисциплина. В тесной связи с вопросами обучения и воспитания Коменский ставил и решал вопрос дисциплины, и решал его по-новому и в широком плане. Дисциплина нужна каждой школе как воздух. «Школа без дисциплины, что мель­ница без воды», — говорил Коменский.

Указывая на большую роль дисциплины в воспитательной деятельности школы, Коменский в то же время отвергал дис­циплину старой школы, которая поддерживалась ударами и по­боями, постоянным страхом перед наказаниями. Он говорил, что новая школа, где должны «царствовать бодрость и внима­ние как в учащих, так и в учащихся», нуждается в такой дис­циплине, которая всемерно поддерживала бы внимание и бод­рость духа у учащихся.

Неотъемлемым и, пожалуй, основным признаком дисципли­ны является исполнительность.

Только та исполнительность учащихся служит, по мнению Коменского, показателем настоящей дисциплины, которая не является чем-то вынужденным, продиктованным страхом перед наказанием, а тем, что в той или иной мере находит оправда­ние в сознании самих учащихся.

Коменский хорошо понимал, что такая осмысленная дисци­плина обеспечивается не сразу, не вдруг, а в результате пра­вильно организованных и систематически проводимых школой воспитательных воздействий.

Учителя должны владеть искусством преподавания. Без этого они не смогут обеспечить надлежащую дисциплину. Часто падение дисциплины бывает по вине не учащихся, а учащих. Вновь и вновь повторял он, что учителя должны приучать своих учеников «к требуемому от каждого человеческому образова­нию и к доброму повиновению . прежде всего и лучше всего примерами, нежели предписаниями»'. Пример учителя, по глу­бокому убеждению Коменского, — могучее средство воспитания вообще и дисциплины учащихся в частности.

Чтобы избежать разноречивых толкований школьных зако­нов и вытекающих из них обязанностей учащихся, избежать разнобоя в предъявляемых к учащимся требованиях, Комен­ский считал совершенно необходимым иметь в каждой школе: 1) свод законов, охватывающих все стороны школьной жизни и деятельности; 2) правила, которыми должны постоянно ру­ководствоваться учащиеся в своих, действиях и поступках, во всем поведении. И Коменский составил свод таких законов и правила поведения учащихся.

В «Законах хорошо организованной школы» Коменский пы­тался охватить все стороны школьной жизни, предусмотреть все, что обеспечило бы школе нормальное выполнение возло­женных на нее функций.

В «Правилах поведения» он постарался дать все то, чем необходимо руководствоваться учащимся в своем поведении как в школе, так и вне ее, во всех случаях жизни. В них даются сравнительно подробные указания о том, как надо держать

себя в присутствии других («Если стоишь, то стой пря­мо, опираясь на обе ноги, а не на одну из них, как аист, не рас­топырив их, но слегка соединив»); как относиться к своей внешности, к одежде и обуви (содержать одежду и обувь в чистоте и опрятности, выходить в общество «вы­мывшись, причесавшись» и т. д.); как держать себя при разговоре («Лучше молчать, чем говорить пустое. Преры­вать говорящего, прежде чем он окончит свою речь, в высшей степени некультурно» и пр.); что делать утром, встав с постели; как вести себя в школе (не пропускать школьных занятий, захватывать с собою все, что необходимо для занятий в этот день, занимать только свое, а не чужое место, и т. д.); к а к вести себя по отношению к учителю; как вести себя по отношению к товарищам («Счи­тай всех товарищей по учению за друзей и братьев», живи со все­ми дружно); как держать себя по отношению ко взрослым людям («Со всеми будь обходителен, ласков, ни с кем не поступай по капризу») и т. д.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.