Ян Амос Коменский

Понятно, что успех в обучении в значительной степени зави­сит от применяемых организационных форм, методов и приемов обучения. Коменского совершенно не удовлетворяли ни господ­ствовавшая в его время форма обучения, сводившаяся в основ­ном к задаванию уроков и спрашиванию каждого учащегося в отдельности, ни применяемые методы преподавания (бессмыс­ленное заучивание букв, слогов, слов, текстов и т. д.). И он предложил новую, классно-урочную форму с применением раз­нообразных методов, среди которых центральное место отводил методам наглядного обучения. Коменский настаивал на том, чтобы: 1) учебный курс начинался только один раз в опреде­ленное время года; 2) вся совокупность научных занятий была точно разделена на классы; 3) время было тщательно распре­делено— так, чтобы на каждый год, месяц, день и час прихо-дилась своя особая задача.

При проведении урока решающее значение имеет учитель. Книги — это немые учителя. Только после объяснения учителя материал «оживает и глубоко запечатлевается в душе учаще­гося». Учитель сообразуется со ступенью восприимчиво­сти ученика. Прежде чем перейти к подробному изложению предмета, учитель дает ученикам общее представление о нем. Объяснение урока ведется на конкретных примерах. Излишнее углубление в материал идет в ущерб ясности понимания. Учитель старается возбудить у учащихся стимул к занятиям интересными примерами, яркими наглядными пособиями, дру­жеским отношением, любовью к детям, иногда и шуткой. Сама школа должна привлекать детей своим внешним видом. Особое значение на уроке имеет внимание учащихся, ко­торое Коменский сравнивает со светом . Коменский учил учи­телей умению работать со всем классом: обращаться с вопро­сом ко всему классу, спрашивать не одного, а привлекать к оп­росу нескольких учащихся, работать над повторением всего ма­териала в конце урока, использовать доску, максимально во­влекать органы чувств, оснащать урок пособиями (картами, глобусом, скелетом, моделями и т. д.).

Следует запоминать только то, что хорошо понято учащимися. Запоминать нужно только существенное. Упражнения надо на­чинать с работы над элементами. Обучение чтению и письму надо начинать не со слов или целых фраз, а со звуков. Клас­сно-урочная форма занятий получила в дальнейшем полное при­знание в прогрессивной педагогической теории и школьной практике. Она и по сей день остается основной организацион­ной формой обучения.

Теория воспитания. Коменский не представлял себе образо­вания без воспитания. Он справедливо утверждал, что одно «научное образование», которое дается в процессе обучения, не делает еще учащегося полноценной личностью. Мало озарить умы учащихся «блеском мудрости для того, чтобы проникать вовсе явное и сокровенное», мало вооружить их знаниями наук, искусств и языков и научить пользоваться ими в жизни, что яв­ляется прямой задачей образования, необходимо также приви­вать детям то, что делает людей «возвышенными, мужественны­ми и великодушными». Это обязывает вместе с образованием воспитывать у учащихся все «добродетели» и прежде всего глав­ные, или, как говорил он, «кардинальные», к которым относил мудрость, умеренность, мужество, «выносливость в труде», спра­ведливость и гуманизм.

Мудрость. Определяя это понятие, Коменский считал, что «истинная мудрость заключается в том, чтобы судить о вещах справедливо, чтобы считать каждую вещь только такою, как она есть ., не порицать того, что заслуживает похвалы, и не восхва­лять заслуживающего порицания»'. Эта добродетель, с его точ­ки зрения, может и должна воспитываться главным образом в процессе обучения учащихся наукам, искусствам и языкам, т. е. в процессе «научного образования».

Умеренность. Очень важно, говорил он, воспитать у учащихся способность всегда и во всем придерживаться «золотого прави­ла»: «ничего сверх меры, т. е. никогда и ни в чем не доходить до пресыщения и отвращения», а значит, выработать у них при­вычку «соблюдать умеренность в пище и питье, в сне и бодрст-венном состоянии, в работе и в играх, в разговоре и молча­нии» 2. Для этого, по справедливому мнению Коменского, да­леко не достаточно наставлений и напоминаний о необходимо­сти соблюдать во всем умеренность. Одними наставлениями и напоминаниями невозможно достигнуть поставленной цели.

Цель будет достигнута лишь тогда, когда одновременно с наставлениями и напоминаниями будет обеспечиваться практи­ческое выполнение детьми на протяжении всего времени обу­чения этого правила. Необходимо поэтому не только разъ­яснять, насколько важно и полезно быть умеренным, но и тре­бовать неукоснительного выполнения детьми названного пра­вила.

Мужество — эта драгоценная черта личности — означает, согласно разъяснениям Коменского, способность «поступать во всем обдуманно и ничего не делать под влиянием увлечения или порыва». Мужество, следовательно, предполагает наличие в че­ловеке развитого ума и твердой воли, способности разумно оп­ределять свои действия и поступки и иметь силу строго сле­довать велениям разума до конца, терпеливо преодолевая труд­ности на своем пути. Настойчивость и выносливость выступают, таким образом, у Коменского как неотъемлемые качества му­жества.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.