Ян Амос Коменский

Мужество, как и другие нравственные черты, прививается учащимся не сразу, а постепенно, в процессе обучения. Комен-ский считал, что на первых порах, когда дети не настолько еще развиты, чтобы руководствоваться во всем поведении своим собственным разумом, обдумывать каждый шаг своих действий и поступков, будет прекрасным средством для воспитания му­жества и других черт приучение детей «выполнять лучше чу­жую волю, чем свою собственную», выполнять последователь­но, беспрекословно распоряжения и приказания взрослых и в первую очередь учителей.

Выносливость в труде. Эта черта, писал Коменский, особенно необходима юношеству. Приучив детей «переносить всякий честный труд», школа воспитает из них людей, которые не ста­нут «тунеядцами, бесполезным бременем земли»1.

Что же касается воспитания «выносливости в труде», «при­вычки к труду», то лучшим к тому средством является постоян­ная занятость детей каким-либо серьезным или занимательным делом, чтобы «постоянные (однако умеренные) умственные и физические занятия перешли в трудолюбие, которое сделает праздность невыносимою» 2.

Настойчивая защита Коменским воспитания трудолюбия выражавшая его протест и осуждение праздности и тунеядства, которые были широко распространены в среде эксплуататор­ских классов, получила впоследствии широкое признание в тру­дах всех виднейших представителей прогрессивной педагогики мира. Она не потеряла своего актуального значения и поныне.

Одной из главных добродетелей Коменский считал справед­ливость, т. е. способность человека воздавать каждому свое, им заслуживаемое, никого не оскорблять, избегать лжи и обмана и т. д. Основной путь в воспитании этой добродетели (в значительной части сходной с «мудростью») он видел в соот­ветствующих наставлениях, сопровождаемых строжайшим контролем за поведением детей. Нельзя проходить мимо всяко­го проявления учащимися несправедливости, надо эти прояв­ления пресекать немедленно в самом начале их зарождения и постоянно направлять детей по пути справедливости.

К очень важной, родственной справедливости добродетели Коменский относил гуманизм, или «готовность услужить другим и охоту к этому». Он говорил, что без «внедрения» этой добро­детели не может быть достигнуто счастье в общественной и лич­ной жизни людей. И наоборот, « . тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего бла­гополучия, знали бы и умели, как везде друг другу помогать»3.Коменский был убежден в том, что «люди будут уметь и хотеть делать это, нужно только их этому научить»'. Учить же этому их надо начиная с раннего детского возраста и прежде всего своим добрым отношением к ним, готовностью сделать для них всегда доброе и полезное, одновременно внушая детям необходимость доброго отношения друг к другу и к взрослым людям, стремление оказать поддержку и помощь другим, осо­бенно тем, которые особо нуждаются в посторонней помощи, и строго взыскивая за всякое оскорбительное отношение к дру­гому человеку. Ко всему сказанному Коменский добавлял, что совершенно необходимо воспитывать в детях и такую черту, как богопочитание.

Я- А. Коменский изложил не только требования к воспита­нию отдельных черт, но и те общие требования, или, как он их назвал, правила, которыми следует руководствоваться в вос­питании детей.

Требования эти сводятся к следующему.

«Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет .» Ведь для того чтобы не позволить раз­виваться на почве сорнякам, надо, говорил он, вспахать ее ран­ней весной, засеять добрыми семенами и хорошо забороновать. Это важно, во-вторых, потому, что много значит привычка, при­обретенная с юных лет, так как «долго будет хранить сосуд тот запах, которым пропитался с первого раза»2.

Добродетель нужно воспитывать не столь­ко посредством слов, сколько посредством дел. Особенно важное значение придавал Коменский этому по­ложению в воспитании детей младшего школьного возраста, когда слова и всякие отвлеченные понятия нравственности ма­лодоступны пониманию, в то время как конкретные виды дея­тельности, конечно, соразмерные их силам, являются для детей и подростков более интересными, привлекательными и доход­чивыми.

Вот почему в целях воспитательных Коменский с особой на­стойчивостью рекомендовал привлекать детей к возможно бо­лее активному участию в различного рода «добродетельных де­лах». Слова нужны, нужны наставления, напоминания, замеча­ния, осуждения и другие формы словесного воздействия на де­тей, но они приобретут достаточную воспитательную силу лишь в том случае, если будут самым тесным образом связаны со всей практической деятельностью детей (настоящей и бу­дущей) .

В воспитании детей следует широко поль­зоваться примерами, взятыми из жизни и из истории. Выдвигая это требование, Коменский опять-таки имел в виду прежде всего детей младшего возраста, когда они, по его выражению, еще «обезьяны» и «учатся раньше под­ражать, чем познавать» 1. Для воспитания добродетели, т. е. положительных черт личности, необходимо пользоваться поло­жительными примерами, взятыми из современной жизни, «по­тому что они ближе и производят более сильное впечатление». Среди же этих примеров на первое место он ставил примеры родителей, учителей, воспитателей (воспитательниц) и товари­щей. «Пусть прежде всего сами родители строго блюдут домаш­нюю дисциплину, а учителями пусть будут самые лучшие из людей, выдающиеся своей нравственностью .»2. Конечно, поло­жительные примеры, как и положительная практическая (умст­венная и физическая) деятельность учащихся, должны сопро­вождаться наставлениями и объяснениями, помогающими уча­щимся полнее и глубже понять и воспринять привлекательные примеры.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.