Методы обучения применяемые в педагогике

Основным источником знаний при использовании

словесных методов обучения является слово преподавателя.

Среди словесных методов в курсе ОБЖ широкое применение находит такой метод, как рассказ. С помощью рассказа преподаватель путем логического раскрытия основного содержания материала,

выделения в нем главных понятий, применения методических при­емов (сравнение, демонстрация объектов, иллюстрация примерами, работа с рисунками и др.) сообщает учащимся определенные знания. Для поддержания эмоционального настроя, повышения активности и внимания школьников преподаватель при изложении основной информации приводит образные примеры из различных источников.

Существенными признаками хорошего рассказа являются ясность и правильность речи, простота построения фраз, точность выражений, четкое произношение слов. Учебный материал необходимо излагать свободно, своими словами, доступно для понимания детей определенного возраста. Если приходится употреблять слово, смысл которого не всем ясен, нужно записать его на доске и объяснить его значение.

В процессе рассказа преподаватель может поставить вопрос перед классом, сосредоточить внимание школьников на наглядных пособиях, когда о них идет речь. Во время рассказа преподаватель интонацией голоса подчеркивает и выделяет главные моменты, формулирует основные понятия.

Учитывая сложность усвоения материала учащимися при использовании метода рассказа, преподаватель должен наметить подробный план изложения и не только подготовиться по учебному пособию, но и перечитать и проработать соответствующую дополнительную научно-популярную литературу и выступления по данным темам в периодической печати.

Во время изложения материала очень важно внимательно наблюдать, как реагирует класс на то или иное высказывание. Это помогает понимать настроение обучаемых и контролировать себя. При ослаблении внимания учащихся (ребята начинают двигаться, переговариваться, покашливать) преподаватель должен принять меры: дополнительно разъяснить непонятный момент, перейти от тихой речи к более громкой, от обычного темпа изложения к замедленному или, наоборот, привести пример либо афоризм, пословицу, поговорку и т. п.

Систематизируя в некоторой степени сказанное, можно заключить, что для лучшего усвоения учащимися излагаемого в ходе рассказа материала необходимо соблюдать некоторые правила:

• избегать общих и многословных рассуждений, выражать мысли кратко и конкретно;

• не допускать длинных предложений с вводными словами, не употреблять без особой надобности сложные предложения и причастные (деепричастные) обороты;

• заменять по возможности сложные термины простыми понятиями, а иностранные слова русскими. Новые для учащихся слова и понятия следует выписывать на классную доску;

• излагать материал последовательно, деля его на отдельные элементы (пункты, факты);

• добиваться неослабевающего внимания и активности учащихся.

Последнее правило необходимо соблюдать постоянно, помня, что никакие средства педагогического воздействия не обеспечат глубоких и прочных знаний, если учащиеся будут пассивны. Устойчивое внимание на занятии достигается тем, что у обучаемых вызывается и непрерывно поддерживается интерес к учебному материалу (известно, что интерес легче вызвать, чем поддерживать его на протяжении всего занятия). Для этого в одном случае используется яркий пример, в другом — оригинально поставленный вопрос, в третьем — указание на практическую значимость изучаемого в жизни) каждого человека и т. п.

Большое место на занятиях занимает беседа. Она является для обучаемых своеобразным процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач. Она наиболее трудный среди словесных методов. Главным условием для проведения беседы является наличие определенные знаний у школьников. Знания могут быть отрывочными и поверхностными. Чаще всего они получены из материала за предыдущий класс, из прошлых занятий или из других источников: книг, кинофильмов, радиопередач, экскурсий, рассказа родителей и т. п. Такую неоформленную, еще неосмысленную информацию необходимо привести в систему, выделить из нее главное для формирования

у

учащихся положительного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Основная цель такой беседы — закрепление и систематизация знаний. В ходе беседы нужно в строгой логической последовательности ставить и разрешать вопросы. Основные вопросы преподаватель должен готовить заблаговременно, учитывая задачи и содержание беседы, уровень знаний учащихся. Вопросы следует ставить так, чтобы они будили мысль учащихся, заставляли задуматься, как ответить на поставленный вопрос. Беседа должна быть насыщена материалом, который вызовет у школьников интерес. Вопросы для младших школьников должны быть конкретными, четкими, краткими и вместе с тем приучать детей сравнивать, объяснять и раскрывать практическое значение изучаемого материала.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.