Методы обучения применяемые в педагогике

Это позволит значительно облегчить работу учителя по подготовке игры, сделает деятельность учащихся более содержательной и приблизит ее к реальной жизни [13].

Используемые нами игры по форме деятельности учащихся можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные. По образовательным задачам – на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, и большой пласт игр обобщающего повторения и контроля знаний. По типам – это познавательные, ролевые, деловые, комплексные игры на местности и в классе. По форме проведения – игры-аукционы, защиты, соревнования на лучшее качество, скорость, количество, путешествия по станциям с чередованием игровых ситуаций, имитация событий, пресс-конференция, игры-драматизации, инсценировки, поиск решения проблем, игры-исследования, открытия.

С учётом современных требований Государственного стандарта образования игры помогают научить школьников показывать и называть, определять и измерять, описывать, объяснять, прогнозировать [13].

Игра — это прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой обстановке. Существует множество видов классификаций игр в зависимости от того, какие основания положены в ее основу. В своей работе я изучил классификации игр различных авторов, обобщил их и разделил все игры по нескольким направлениям: по форме деятельности, по общеобразовательным задачам, по форме проведения и по типам [22]. Игра требует от ее участников большой самостоятельности, инициативы, стимулирует соревновательность. В ее проведении имеется много общих черт с методикой групповой работы. Но имеются и принципиальные отличия — исполняя роли, учащиеся погружаются в действительность, которой посвящена игра, ставят себя на место реальных лиц, учатся принимать решения. Новые возможности проведения игр открывают компьютеры: в них можно заложить разнообразную информацию в виде текста, картосхем, статистических материалов и проч., раскрывающую динамику процессов во времени и пространстве.

Это позволит значительно облегчить работу учителя по подготовке игры, сделает деятельность учащихся более содержательной и приблизит ее к реальной жизни [22].

Используемые нами игры по форме деятельности

учащихся можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные. По образовательным задачам

– на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, и большой пласт игр обобщающего повторения и контроля знаний. По типам

– это познавательные, ролевые, деловые, комплексные игры на местности и в классе. По форме проведения

– игры-аукционы, защиты, соревнования на лучшее качество, скорость, количество, путешествия по станциям с чередованием игровых ситуаций, имитация событий, пресс-конференция, игры-драматизации, инсценировки, поиск решения проблем, игры-исследования, открытия.

С учётом современных требований Государственного стандарта образования игры помогают научить школьников показывать и называть, определять и измерять, описывать, объяснять, прогнозировать [13].

Рассмотренные выше методы (словесные, наглядные и практические) отличаются тем, что обогащают учащихся знаниями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и т. д.). Но они не гарантируют развитие творческих способностей учащихся, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель может быть достигнута путем проблемного изложения.

3. Проблемное изложение материала.

Суть проблемного изложения в том, что преподаватель ставит проблему перед обучаемыми и сам ее решает, но при этом показывает пути решения, раскрывает ход своей мысли. Преподаватель дает образцы оптимального решения проблемы. Обучаемые, в свою очередь, контролируют убедительность решения, мысленно следят за логикой, усваивая этапы решения целостных проблем. Такой методический прием чаще применяется в ходе рассказа в старших классах, где преподаватель не передает готовую информацию, а ставит проблему и решает ее. Этот метод может применяться и на практических занятиях, особенно на тех, на которых отрабатывается новая тема. Преподаватель создает познавательную обстановку, а когда учащиеся испытывают трудности, показывает технологию поиска оптимального решения.

Непосредственный результат проблемного изложения — усвоение учащимися способа и логики решения конкретной проблемы (данного типа проблем), но еще без умения применять их самостоятельно. Данный методический прием приобщает учащихся к способам поиска знаний. С его помощью обучаемые получают навыки научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.