Методы обучения применяемые в педагогике

Само же умственное развитие как процесс формирования умственных операторных структур, есть специфический и особый процесс.

Несмотря на дискуссии по вопросу соотношения обучения и развития, характерным для современной психологии и педагогики можно считать положение о ведущей роли обучения в умственном развитии. Интерес представляет система интенсификации обучения. В основу этой системы положены такие принципы как построение обучения на высоком уровне трудности, прохождение материала быстрым темпом, резкое повышение удельного веса познавательной стороны обучения. Поиск эффективных методов обучения идет как в плане развития общих интеллектуальных качеств, так и в плане формирования специальных способностей.

Большая работа по этим направлениям проводится в лаборатории психологии способностей научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР.

Так, Кириловой Г.Д. (1986) рассматривался процесс формирования развития математических способностей. Исследованием было выделено три последовательных «уровня» проблемно-эвристического обучения:

1. осознание общей проблемной ситуации;

2. ее анализ, формулировка конкретной проблемы;

3. решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, их последовательная проверка и проверка правильности решения проблемы).

Автор отмечает, что переход от низкого уровня проблемного обучения к более высокому происходит в результате сокращения информации, поступаемой от учителя.

Проблемное преподавание определяется как преднамеренная деятельность учителя по постановке учебных проблем и создание проблемных ситуаций, управлению учебной деятельностью учащихся, по формулировке и решению учебных проблем, обуславливающих усвоение новых знаний и способов действий, формирование творческих способностей.

Проблемное учение – это особым образом организованная деятельность учащихся по усвоению знаний и действий в ходе анализа проблемной ситуации. При этом наряду с образовательными достигаются ценные воспитательные результаты, способствующие формированию интеллектуально активной личности.

К настоящему времени накоплен большой экспериментальный материал, показывающий эффективность использования анализирующего метода, и выпущен целый ряд методических рекомендаций для учителей школ [16].

В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем их необходимо предварительно обучить выполнению его отдельных шагов, таким образом шаг за шагом формируя их умения. В одном случае их учат видению проблем, предлагая после оценки обстановки сформулировать основную проблему, стоящую перед конкретным человеком, от правильного решения которой будет зависеть его безопасность; в другом случае от них требуют сделать выводы из представленных фактов; в третьем — высказать предположение о событии и т. п. Учащиеся, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают соображения о направлении дальнейших действий, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение и пр., выбирают наиболее рациональный вариант) разрешения проблемной ситуации. Совокупность указанных методических приемов принято называть методом анализа конкретных ситуаций (АКС).

4. Метод анализа конкретных ситуаций.

При организации ситуационного обучения предполагается, что учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок и нарушений других людей, попадавших в различного рода экстремальные ситуации. Конечная цель ситуационного обучения — приучить человека к системе аналитического поведения в окружающей среде: предвидение опасных ситуаций, оценка и прогнозирование их развития, принятие целесообразных решений и действия с целью предупреждения возникновения экстремальной ситуации или смягчения тяжести ее последствий.

Для преподавателя, делающего первые шаги в использовании метода АКС, существенными трудностями являются поиск сюжетов, соответствующих теме занятия, их методическая обработка, а также выбор наиболее эффективного способа предъявления ситуации учащимся. Остановимся коротко на этих проблемах.

Поиск сюжета — один из первых этапов в подготовительной работе преподавателя. Сюжет — это основа будущего содержания занятия с использованием АКС. Выбор сюжета диктуется темой занятия. Сюжет должен быть правдоподобным и доступным пониманию учащихся, включать в себя конфликт, проблему или задачу, решение которой потребует усилий. Он должен быть поучительным, не оставляющим ребят равнодушными ни с этической, ни с практической точек зрения.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.