Методы обучения применяемые в педагогике

Важнейшее педагогическое требование, предъявляемое к беседе, является соблюдение правил постановки вопросов. Вопрос задается всему классу. Затем преподаватель делает паузу, сосредоточивает внимание школьников на поставленном вопросе, а для ответа вызывает одного ученика. При этом желательно сочетать ответы по вызову с ответами по желанию, а также широко использовать дополнения к основному ответу, что способствует развитию инициативы у учащихся. При возникновении трудностей с ответом следует переформулировать вопрос или разделить его на более частные.

На занятиях важно создать непринужденную обстановку, способствующую откровенному обмену мнениями, коллективным поискам истины. Надо внимательно выслушать выступающего, не перебивать его, дать ему возможность полностью высказать свое мнение по затронутому вопросу. Беседа, естественно, проводится организованно, в рамках отведенного времени. Это достигается умением преподавателя вести занятие по-деловому и энергично, тактично направляя внимание учащихся на уяснение содержания темы. Строгий расчет времени и умение выполнить намеченный план дисциплинируют и класс, и преподавателя.

Чаще всего беседа сочетается с рассказом. Это позволяет преподавателю широко использовать разнообразные методические приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность школьников.

2. Методы наглядности. Принцип наглядности диктуется тем, что живое созерцание — зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и восприятия — является исходным началом всякого познания.

Около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Наглядность обучения предполагает неразрывную связь, постоянное взаимодействие живого восприятия и слова преподавателя. Слово в этом взаимодействии играет очень важную роль: оно направляет восприятие, помогает учащимся обобщать и осмысливать изучаемый материал.

В учебном процессе по курсу ОБЖ применяются различные виды наглядности: натуральная (предметная) наглядность (приборы, при-родные объекты и предметы хозяйственной деятельности, средства индивидуальной и коллективной защиты и др.) и изобразительная наглядность (схемы, плакаты, фотографии, макеты, диафильмы, учебные кинофильмы, телевидение).

Наглядность не самоцель, а лишь средство успешного обучения, которым нужно пользоваться правильно. Остановимся коротко на использовании средств изобразительной наглядности. Наглядные пособия должны быть максимально лаконичными, выражать главное, существенное в познании предмета или явления, иметь необходимые размеры и оформление, учитывающие особенности психологии подростков в восприятии цвета.

Словесные и наглядные методы, т. е. объяснительно-иллюстративные,— одни из наиболее экономичных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества. Без этих методов нельзя обеспечить ни одного целенаправленного действия ученика. Такое действие всегда опирается на какой-то минимум его знаний о целях, порядке и объекте действий. Вместе с тем знания, полученные в результате реализации этих методов, не формируют умений, навыков их использования в практической деятельности.

3. Практические методы. Для приобретения учащимися навыков и умений применяют практические методы, позволяющие включить в процесс усвоения знаний различные виды деятельности школьников. При изучении ОБЖ практические методы применяются широко, потому что способствуют наилучшему изучению предметов, объектов и явлений окружающей среды.

С помощью практических методов учащиеся приобретают знания самостоятельно путем наблюдения, выполнения разнообразных практических работ, упражнений и тренировок.

Наблюдение как метод обучения представляет собой целенаправленное восприятие объектов, предметов и явлений окружающей среды, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают связь и взаимозависимости между ними и на основе этого делают обобщения, выводы, принимают решения.

Целенаправленное наблюдение может осуществляться только при руководящей и направляющей роли учителя, а наиболее глубокое осмысление наблюдаемых объектов возможно в процессе дальнейшей активной и познавательной деятельности школьников.

Учащиеся не только познают окружающий мир, но и приобретают, совершенствуют наблюдательность (умение видеть, подмечать, фиксировать, распознавать, сравнивать и т. д.). Навыки наблюдательности лежат в основе осмотрительности в предметной деятельности, предвидения возникновения опасной ситуации, своевременной реакции на опасность. Поэтому развитию наблюдательности у учащихся следует уделять большое внимание.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.