Развитие логического мышления учащихся 5 и 9 классов на внеклассных занятиях по русскому языку

Можно сделать вывод о прямой связи вопросов, использованных в викторине, практически со всеми темами программы изучения русского языка в 9 классе. Заранее разобранные вопросы и вопросы, направленные на повторение, облегчают задачу учащихся.

Соответствие вопросов викторины «Брейн-ринг» тематическому планированию по русскому языку в 9 классе.

Темы уроков по русскому языку в 9 классе.

Вопросы и задания

1.Некоторые вопросы истории русского языка.

Как в современном языке звучит слово «град»?

Буквами, какой азбуки являются буквы «аз», «буки», «веди»?

Какие древнерусские азбуки вы знаете?

Какой звук обозначает «Ъ» в древнерусском языке?

2.Повторение. Фонетика.  

Какой раздел науки о языке изучает звуки?

Какие буквы русского алфавита не обозначают звуков?

3.Повторние. Орфография.  

Как называется буква, которая составляет трудность в написании?

4.Повторение. Лексика и фразеология.

Что означает фразеологизм «дамоклов меч»?

5.Повторение. Морфемика.

Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов?

6.Повторение. Морфология.

Сколько склонений в русском языке?

Какая часть речи означает признак предмета по действию?

Какой признак у глаголов был, есть и будет?

Как называется часть речи, служащая для связи слов в предложении?

Что объединяет слова «уж», «замуж», «невтерпеж»?

7.Повторение. Синтаксис. Пунктуация.

Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательных предложений?

Как еще называют главные члены предложения?

Вопросы к «Брейн-рингу» составлялись с учетом изучения и повторения многих тем предусмотренных учебной программой по русскому языку.

Вопросы тесно связаны с изучаемой программой и предусматривают предварительный их разбор.

Викторине предшествовала подготовка, которая включала контрольную работу (текст прилагается); рассказ учителя о русском языке, как о науке; о людях-ученых, занимающихся языками; ознакомление с историей языка на факультативных занятиях; повторение изученного материала.

Результаты контрольной работы, проведенной в этом классе, свидетельствовали о готовности учащихся к проведению викторины.

Викторина «Как получить “5”» аналогична викторине «Кто хочет стать миллионером», транслируемой по телевидению.

Ведущим задается вопрос отборочного тура. Выбирается игрок из всего класса (в классе 7 человек), быстрее всех ответивший на вопрос правильно.

Затем этот игрок приглашается за игральный стол. Игральный стол стоит в середине класса, на нем вместо миллиона нарисована «5».

Ведущий (это может быть учитель или учащийся более старшего возраста) объясняет игроку правила игры. Игроку, чтобы получить «5» нужно ответить на 15 вопросов. За каждый правильный ответ сумма очков удваивается. Две несгораемые оценки – «3» и «4».

100 очков

200

300

500

1000 – 1-ая несгораемая оценка «3»

2000

4000

8000

16000

32000 – вторая несгораемая оценка «4»

64000

125000

250000

500000

1000000 – «5» - главный приз.

При этом у игрока есть право на три подсказки: 50/50 (выбор вариантов за ведущим), совет друга (любой ученик, выбранный игроком), помощь класса (учащиеся поднимают таблички с буквой варианта: а, б, с, д).

Данная викторина проводилась в течение одного часа.

Участвовали три игрока, один из которых получил «5», а остальные двое – «4». В работе прилагается вариант, в котором ученица 5 класса Анишинской средней школы Сдашникова Наталья выиграла «главный приз» - «5».

В роли ведущего выступил ученик 9 класса Гавриков Евгений. Наташа ответила на все вопросы, использовав при этом 2 подсказки: в вопросе № 14 и № 9.

Вопрос отборочного тура:

Расположите слова в порядке уменьшения в них звуков:

А) соль В) каша

С) вечер Д) собака

Ответ: д-с-в-а

Вопросы викторины:

В каком времени года не живет буква «е»?

А) лето В) осень

С) зима Д) весна

Ответ: с

Что обозначает имя существительное?

А) предмет В) признак

Перейти на страницу: 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.