Развитие логического мышления учащихся 5 и 9 классов на внеклассных занятиях по русскому языку

Характеристика 5 класса Анишинской средней общеоб­разовательной школы Веневского района Тульской области.

В 5 классе 7 учащихся. У них, преобладающим является наглядно-образное мышление, хотя у слабых учеников наблюдается преобладание наглядно-действенного (сенсомоторного) мышления. Распространение таких типов мышления определяется психологическими, социальными и наследственными факторами развития детей. Соотношение способностей к анализу и синтезу определяет преобладание аналитического мышления над синтетическим, что определяется возрастными особенностями детей. Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. В данном возрасте материальным проявлением является «проговаривание» совершаемое во внутренней речи, а в случае мыслительных затруднений может приобретать развернутую форму и переходить в громкую речь.

Учащиеся хорошо владеют мыслительной операцией сравнение, некоторые используют операцию обобщение, а остальные операции (абстрагирование, классификация, конкретизация) не применяются, что определяется возрастными особенностями психики. Использование операций сравнения и обобщения является основой понимания учебного материала.

На уроках русского языка, сравнивая, например, прилагательное и глагол, учащиеся познают особенности данных частей речи. В самых простых случаях, на основе разобранных конкретных примеров, хорошие учащиеся способны, используя операцию обобщение, сформулировать простейшие свойства частей речи (выделение знаками препинания, использование в составлении предложений и т.д.)

Мыслительная деятельность учащихся является, в большей степени, практической (структурной единицей, которого является - действие, а коммуникативной - сигнал) и в меньшей степени – художественной (структурной единицей которого является – образ, а коммуникативной символ).

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что мышление учеников данного класса является алгоритмическим, т.е. осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных действий, направленных на решение конкретно поставленных задач.

Учитывая маленький объем выборки, мы решили в каждом классе выделить микрогруппы наиболее проблемных, с точки зрения сформированности операций мышления, учащихся.

«Слабые» ученики.

У учащегося 5 класса Козлова Вячеслава достаточно слабо раз­виты способности владения операциями мышления. Он плохо ана­лизирует, а из своего анализа конкретного предмета часто не может вывести результат. Очень плохо он владеет и операцией сравнения.

Учащийся Козлов Алексей фактически не может применять опе­рации мышления в работах по русскому языку. Очень тяжело ему дается анализ и синтез предметов, но некоторые навыки в сравне­нии имеются.

У «слабых» учащихся данного класса явное преобладание наглядно – действенного (сенсомоторного) мышления и практически полное отсутствие наглядно-образного.

«Средние» ученики.

Ученик 5 класса Ковалев Антон достаточно хорошо владеет операцией сравнения, но в то же время слабо развиты возможности в овладении анализом и синтезом.

Также способности в овладении операциями мышления неравномерно развиты у Михайловской Наталии.

Учащиеся достаточно хорошо владеют операцией сравнения, способности учащихся в овладении анализом и синтезом развиты слабо.

Характеристика 9 класса Анишинской средней общеоб­разова­тельной школы Веневского района Тульской области.

В 9 классе 7 учащихся. У них, преобладающим является на­глядно-образное мышление, хотя в некоторых ситуациях отчетливо видны проявления абстрактно – теоретического мышления. Распро­странение таких типов мышления определяется психологическими и возрастными факторами развития учащихся. Соотношение спо­собностей к анализу и синтезу определяет преобладание аналити­ческого мышления над синтетическим, но это преобладание выра­жено менее ярко, чем в 5 классе. Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. В данном возрасте материальным проявлением еще явля­ется «проговаривание» совершаемое во внутренней речи, но в от­личие от младших школьников, в случае мыслительных затрудне­ний не приобретает развернутую форму и не переходит в громкую речь.

Учащиеся хорошо владеют мыслительными операциями сравнение и обобщение, некоторые используют конкретизацию, а абстрагирование и классификация приме­няются неосознанно, что определяется возрастными особенностями психики. Использование операций сравнения, обобщения и конкретизации является основой понимания учебного материала.

На уроках русского языка, сравнивая, например, причастие и деепричастие, учащиеся выявляют особенности образования данных частей речи. Используя операцию обобще­ние, учащиеся способны, сформулировать простейшие свойства частей речи (выделение знаками препинания, использование в составлении предложений и т.д.). Операция конкретизации позволяет, на основании собственного опыта, ввести элементарные алгоритмы действий для простейших практических случаев.

Перейти на страницу: 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.