Развитие логического мышления учащихся 5 и 9 классов на внеклассных занятиях по русскому языку

Сравнив результаты анкетирования в обоих классах, можно с уверенностью сказать, что познавательные потребности у 9 класса ниже, чем у 5 класса. Следовательно, уровень познавательных потребностей в языке с возрастом падает, поэтому необходимо применять разнообразные способы для поднятия интереса учащихся к родному слову и родному языку. В 5 классе познавательные потребности выражены не так ярко, поэтому также необходимо развивать и прививать интерес к изучению русского языка.

Для изучения скорости протекания мыслительных операций учащихся 5 и 9 класса им был предложен тест, состоящий в заполнении пропущенных букв в предложенных словах. С этой целью учащимся предлагалось несколько родов слов, каждый из которых отличается по трудности.

Сравнительная таблица результатов тестирования учащихся 5 и 9 классов.

Задания

Возможные ответы

Среднее время, затраченное учащимися 5 класса.

Среднее время, затраченное учащимися 9 класса.

1.п_ро

к_са

р_ка

г_ра

п_ле

Перо

Коса

Река

Гора

Поле

55 секунд

20 секунд

2.з_р_о

д_р_во

к_м_нь

х_л_д

к_в_р

Зерно

Дерево

Камень

Холод

Ковер

80 секунд

50 секунд

3.в_л_с

б_л_он

к_р_он

п_л_а

п_д_ак

Волос

Балкон

Картон

Палка

Пиджак

120 секунд

60 секунд

4.т_а_а

к_и_а

к_ы_а

п_е_о

р_с_ок

Трата

Книга

Крыса

Пекло

Росток

180 секунд

90 секунд

Сравнивая результаты таблицы, можно сделать выводы, что учащимся 9 класса понадобилось гораздо меньше времени для выполнения задания. Следовательно, у учащихся 9 класса скорость протекания мыслительных операций выше, т.к. уровень подготовки и владения этими операциями тоже выше. Учащиеся 5 класса в силу еще слабо развитых возможностей и уровня владения мыслительными операциями, гораздо медленнее справлялись с заданиями.

В 9 классе Анишинской школы был проведен тест, направленный на выявление уровня мышления учащихся.

Учащимся предъявлялся бланк, на котором были даны задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод – умозаключение (силлогизм). Умозаключения частично были даны логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Требовалось определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные.

Результаты теста «Логичность»

Суждения

Кол-во правильных

ответов

% прав.

ответов

Кол-во неправильных

ответов

% неправ.

ответов

1. В конце всех вопросительных предложений ставится «?». «Сколько тебе лет?» заканчивается «?», следовательно оно вопросительное.

5

70%

2

30%

2.Перед прямой речью всегда ставится «:». В предложении, «спектр содержит семь цветов: красный, оранжевый и т.д.» имеется «:». Следовательно это предложение с прямой речью.

5

70%

2

30%

3.Некоторые разделы языка изучаются в 5 классе. Синтаксис сложного предложения – раздел языка. Следовательно синтаксис сложного предложения изучается в 5 классе.

7

100%

0

0%

4.Все части речи изучает морфология. Предлог – часть речи. Следовательно, предлог изучается в морфологии.

7

100%

0

0%

5.Все буквы содержаться в алфавите. «А» - буква. Следовательно она содержится в алфавите.

7

100%

0

0%

6.Все приставки со словами пишутся слитно. «ПРИ» - приставка. Следовательно, она пишется со словами слитно.

7

100%

0

0%

7.Все ученики Анишинской школы изучают русский язык. Женя Иванов – изучает русский язык. Следовательно, он ученик Анишинской колы.

6

85%

1

15%

8.Некоторые ученые являются лингвистами. Петров П.П.- ученый. Следовательно, он лингвист.

5

70%

2

30%

9.Все ученики 9 класса изучают виды сложных предложений. Сидоров – изучает виды сложных предложений. Следовательно, он ученик 9 класса.

6

85%

1

15%

10.Все ученики 9 класса хорошо знают русский язык. Петрова – ученица 9 класса. Следовательно, она хорошо знает русский язык.

7

100%

0

0%

По результатам тестирования можно судить, что у учащихся 9 класса в целом сформированы мыслительные операции.

Перейти на страницу: 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.